Газета "РЫБАК РЫБАКА" №4
(Продолжение. Начало см. №2, 3 за )
Уж сколько раз твердили миру, что универсального поплавка на все случаи жизни не бывает и быть не может - в одних случаях нужна высокая чувствительность, в других - устойчивость, несмотря на ветер и волну, в третьих - ... - каждый волен продолжить этот список до бесконечности. Но если не подходить с очень уж жесткими критериями к выбору этого элемента оснастки, в арсенале современных поплавков удается подобрать модель, которую с некоторой натяжкой можно считать годной "на все случае жизни". Это отнюдь не означает, что этот поплавок будет одинаково хорош для ловли и на течении, и в стоячей воде, и при ветре, и в штиль - просто он будет вести себя в различных условиях более или менее сносно.
Условное название этой модели - "дельфин". Если заранее неизвестно, в каких именно условиях придется ловить рыбу (а это частенько бывает при дальних выездах), я обязательно беру с собой парочку "дельфинов" разной грузоподъемности - 3,5 г для сильного течения и ветра и 2 г - для стоячей воды и штиля. Учитывая то, что на удаленных от Москвы водоемах рыба и покрупнее и посмелее, этого вполне хватает.
Итак, что же представляет собой этот поплавок? Тело поплавка я изготавливаю из бальсы - ее легко обрабатывать и она достаточно прочна. Конечно, подойдет и мелкопористый пенопласт легких сортов. Но для его окрашивания достаточно трудно подобрать нормальные краски - нитролаки и краски на основе нитроцеллюлозы легко растворяют этот материал, приходится перед окраской покрывать поплавок спиртовым лаком в несколько слоев, да и то иногда случаются неудачи. Кроме того, пенопласт значительно хуже поддается механической обработке. Так что, если нет бальсы, я скорее возьму для работы хорошо высушенную липу или сердцевину стебля репейника, несмотря на ее хрупкость.
Самый лучший способ окрашивания готового поплавка - окунание в краску. Надо развести краску так, чтобы она стала жидкой и стекала с окрашиваемой поверхности тонким ровным слоем. Обычной нитрокраски приходится класть слоя три. Если же использовать автоэмаль (что несколько дороже, но долговечнее и красивее), то можно обойтись и двумя слоями.
Сигнальную часть поплавка - антенну - можно раскрасить так, как показано на рисунке, покрыв верхнюю часть оранжевым флуоресцентным лаком. А можно сделать и просто черной. В первом случае поплавок хорошо видно на темном фоне (отражающиеся в воде деревья, берег и т.п.), во втором - на фоне отражающегося в воде неба. Если же ветер гонит рябь по поверхности воды, то лучше использовать поплавки с черной антенной - светлая теряется в мельтешении бликов.
Как огрузить готовый поплавок? Саму огрузку лучше проводить дома, в подходящей по размерам емкости с водой. Огруженный поплавок должен выступать над поверхностью воды только выше ватерлинии. Тогда для того, чтобы полностью утопить поплавок, требуется совсем небольшое усилие - не больше 0,1 Перегружать поплавок не стоит - будет множество ложных поклевок. Опыт показывает, что лучше немного недогрузить его. В начале своей рыболовной карьеры я пытался сделать снасть совсем уж сверхчувствительной и перегружал оснастку так, что поплавок топил даже червяк среднего размера.
Проверить, правильно ли огружен поплавок, несложно. Надо только слегка щелкнуть ногтем по антенне, когда вы огружаете снасть. Правильно огруженный поплавок пробкой вылетит назад на поверхность воды. Перегруженный - будет всплывать медленно и лениво.
На рис. 2 показаны самые распространенные схемы расположения грузиков. Первая - наиболее универсальна и пригодна при ловле как в стоячей воде, так и на течении. Вторую, там где подпасок сильно удален от остальных грузил, я применяю при ловле подлещика - эта рыба очень не любит, если ей "по загривку" начинают стучать грузиками. Обе модели имеют и достоинства и недостатки - при большом количестве грузиков трудно отрегулировать снасть для ловли на мелководье, когда глубина не превышает полуметра. А снижение их количества приводит к уменьшению чувствительности снасти. Но как я уже говорил раньше, универсальных поплавков (а это же относится и к системах огрузки) - не бывает.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)