Газета "РЫБАК РЫБАКА" № 16
В том, что карп есть ничто иное, как одомашненный сазан, сомнений ни у кого нет. Но где произошло это превращение дикой рыбы в домашнюю, а точнее, в прудовую, и кто был "автором" этого новшества? Долгое время среди ихтиологов и историков существовала точка зрения, согласно которой первые одомашненные карпы появились в Китае, и уже оттуда распространились в Европу. Но есть все основания думать, что это не совсем так.
ЛЕГИОНЕРЫ
В Китае, действительно, научились разводить карпов в прудах, и произошло это на 500 лет раньше, чем в Европе. Но европейцы вовсе не позаимствовали карпа у китайцев, как полагали некоторые ихтиологи в начале прошлого века, ссылаясь на не вполне надежные средневековые источники. Напротив, исторические материалы свидетельствуют о том, что традиция прудового содержания карпов возникла в Европе совершенно независимо, и начало ей положили, как ни странно, люди военные - легионеры Великой Римской Империи.
По данным палеонтологов сазан - дикий предок карпа - обитал около 12 тысяч лет назад в бассейне Каспийского моря. С общим потеплением климата в послеледниковый период он расселился на восток вплоть до Восточной Азии, а на запад дошел до бассейна Дуная. По-видимому вплоть до средних веков нигде в более западных областях Европы ни сазана, ни карпа не было. Показательно, что римский консул Авзоний (310 - 393 г н.э.), подробно для своего времени описавший рыб из германских рек Рейн и Мозель, о карпе нигде не упоминает. Современные же сазаны, которые достаточно обычны в реках многих стран Европы, на самом деле, являются более поздними вселенцами - их либо акклиматизировали, либо это попросту сбежавшие из прудов и одичавшие карпы.
Сегодня самой западной точкой распространения исходного, по-настоящему дикого сазана является место впадения в Дунай реки Морава. Именно здесь во времена Римской Империи Дунай пересекал знаменитый Янтарный Путь, по которому римские легионы двигались на запад и на север Европы. Примерно в 15 нашей эры напротив устья Моравы, в небольшом кельтском поселении римляне построили лагерь, который позже превратился в большой город - древний Карнунтум, ставший важным перевалочным пунктом и местом отдыха легионеров на Янтарном Пути. Римские записи говорят о том, что легионеры для своего пропитания активно промышляли рыбу. Клавдий Элиан, греко-римский писатель II века н.э. даже писал о зимней ловле из-подо льда. Нет сомнений, что в уловах римлян были и сазаны, и многие факты указывают, хотя и косвенно, на то, что римляне не только ловили дунайского сазана, но и переправляли его в живом виде на родину, в Рим.
К тому времени содержание пресноводных рыб в прудах и бассейнах римлянам было хорошо известно. Уже в I веке до н.э. Сергиус Ората, учитель гастрономии (!) у Цицерона, разработал систему изолированных от моря резервуаров, в которых можно было держать живую рыбу для кухни. Плиний (24 - 79 г н.э.) сообщает, что Люциний Мурена приспособил этот метод и для пресноводных рыб. Устройство таких садков - piscinae - было очень модным и на это тратились огромные суммы. Консул Лукулл, известный как утонченный гурман, для снабжения своих piscinae свежей водой построил специальный канал, проходящий сквозь подножие холма возле Неаполя, и строительство это стоило дороже, чем сам консульский дворец.
Римские воинские начальники принадлежали к знатным патрицианским фамилиям и воспитывались в традициях эпикурейства. Для них привезти в Рим неведомую еще, деликатесную рыбу должно было, несомненно, составлять предмет особой гордости. А можно ли сомневаться в том, что сазан принадлежит к числу первейших деликатесов?! Кроме того, это очень "крепкая" и неприхотливая рыба, способная пережить все тяготы пути. Наконец, сазан легко переносит солоноватую воду и вполне мог жить в римских piscinae, которые часто были именно "солоноватоводными". Так или иначе, но гипотеза о "римском" пути от дикого сазана к домашнему карпу (автором этой гипотезы является канадский ихтиолог Евгений Балон) выглядит очень правдоподобной.
МОНАХИ
После распада Римской Империи эстафету одомашнивания сазана приняли христианские монахи. Христианство предполагает больше ста постных дней в году, когда из белковой пищи разрешается употреблять только мясо холоднокровных животных. В основном, это, конечно, рыба. Но даже при том изобилии рыбы, которое, надо думать, имелось в Европе во времена раннего христианства, ее не всегда можно было добыть - погодные условия, частые войны и другие причины делали ловлю рыбы далеко не всегда возможной. Для продвигавшихся в северные области Европы и вынужденных соблюдать посты монахов и миссионеров, это составляло серьезную трудность. Решить эту проблему позволило появление монастырей и устройство на их территории рыбоводных прудов. Первые христианские монастыри возникли в начале VI века, и жившие в них монахи возродили известную их предшественникам, первым христианам, римскую традицию разведения карпов. Исторические документы говорят о том, что монахи быстро освоили не только содержание, но и разведение карпов. Интересно, в этой связи, что в средневековых письменных источниках почти не встречаются упоминания об искусственном размножении карпов. Создается впечатление, что эта практика долгое время сохранялась в тайне за монастырскими стенами. Подробные описания техники искусственного размножения карпов появляются только с XVI века, и очень быстро культура карповодства распространяется по всей Европе и даже за ее пределы.
Подготовлено Алексеем Цессарским