За одного битого… или какие "вертушки" ловят
В принципе, любая фирменная "вертушки" самодостаточна - она всяко работает, рождая "игру". И прелесть-то такой приманки в том, что каждая деталь продумана конструкторами фирмы до мелочей и стоит, как говорится, на своем месте. Но если все так, почему одни блесны уловисты, другие - так себе, а третьими вообще впору разве что елку наряжать?
И в чем же секрет уловистых "вертушек"? Можно предположить, что в определенной совокупности физико-механических характеристик приманки, рождающих в итоге привлекающую рыбу "игру". А вот какова должна быть эта совокупность - вопрос, занимающий многих и давно, т.к. факторов, влияющих на рабочие качества вращающейся блесны - несть числа. Поэтому, чтобы избавить сегодняшний разговор от ненужной "энциклопедичности", предлагаю рассмотреть конкретные конструктивные решения, применяемые в конкретных же моделях блесен.
Смещение центра тяжести "вертушки" для стабилизации ее работы
На фото 1 изображены три блесны различных форм, размеров и изготовителей. Слева направо: Celta (Rublex), самодельная блесна и Aglia Long (Mepps). He секрет, что ось классической "вертушки" при проводке должна находиться в горизонтальной плоскости, поэтому одним из важнейших моментов при сборке блесны с осевой огрузкой является правильное размещение сердечника. Понятно, что сердечник этот обладает довольно большой массой, посему, сдвигая его ближе к крючку, мы рискуем отклонить ось блесны от горизонтали настолько, что получим нерабочую приманку. И, наоборот - пододвинув сердечник к лепестку, можем стабилизировать вращение последнего при проводке, т.к. "вертушка" в воде будет идти ближе к горизонтали. Вот в этих блеснах на фото и применены три основных приема смещения центра тяжести блесны с целью улучшения рабочих характеристик приманки.
В модели Celta применено симпатичное, а главное - эффективное решение: конфигурация сердечника (замечу - цельного) такова, что именно часть его, обращенная к лепестку, сосредотачивает в себе основную массу, а к крючку направлена пустотелая трубка. Получается, что центр тяжести сердечника находится в самой середине блесенной конструкции - и ось блесны при проводке располагается горизонтально, что обеспечивает стабильную работу лепестка.
В моей самоделке использован другой прием. Я поставил бронзовый конус-отбойник увеличенного размера, а значит - и достаточно тяжелый, чтобы подвинуть центр тяжести блесны поближе к лепестку. Но тут есть нюанс. Такой внушительный отбойник навязывает использование широкого лепестка, вроде Aglia, т.к. более узкий, ну, скажем, Aglia Long, обладающий меньшим углом отклонения от оси вращения, цепляется за столь объемную часть сердечника при вращении.
В Aglia Long от Mepps сердечник отделен от петли для крепления крючка при помощи легкой пластиковой бусины, которая отодвигает массу увесистой металлической части поближе к лепестку.
Оттяжка оси блесны до горизонтали
Идея этого направления доводки блесны классического типа до идеала где-то созвучна с вышеприведенной, с той лишь разницей, что "делам сердечным" уделяется здесь меньше внимания. Блесна рассматривается в динамике. Другими словами, "вертушка" превратится из набора деталек в действующую приманку только в движении. Повертеть блесну в руках, пусть даже долго и с пристрастием - это одно, а вот хотя бы раз забросить - это уже совсем другая история. Вода ведь - достаточно плотная среда, поэтому мы просто обязаны учитывать силу сопротивления при проводке блесны. Стремление поставить ее себе на службу воплотилось в следующих решениях (также слева направо на фото 2).
В Aglia (Mepps) - поставили объемную "мушку". Она играет роль своего рода тормозного парашюта, оттягивая ось блесны до горизонтали - и тем самым стабилизирует работу лепестка. Но "муха" "мухе" рознь. На фото 3 запечатлены две "вертушки", крючки которых дополнены "мушками", но здесь, на примере Colonel (Balzer) и Aglia (Mepps) четко прослеживается их различные назначения. На бальзеровской блесне красная "метла" на крючке служит разве что для декоративных целей. А вот на Aglia я намеренно поставил объемную широкую и, что не менее важно, легкую "мушку". Надо сказать, что крупная симметричная "муха" кроме всего прочего препятствует паразитическому вращению вокруг оси всей конструкции "вертушки" (помимо, ясно, лепестка). Как результат - блесна крутит леску гораздо меньше.
В Comet №2 (Mepps) использовано пластиковое дополнение на крючке для тех же целей. Твистерок ведь тоже рождает некоторое сопротивление при проводке, а, значит, подтормаживает блесну. Обычно такого рода переделки сопровождаются снятием тройника блесны. В данном конкретном случае мне пришлось менять каркас, а для удобства в дальнейшем я поставил маленькое заводное кольцо. Но есть иной, более удобный способ крепления силиконового дополнения на крючке блесны. Он не требует переборки всего каркаса, соответственно - гораздо более оперативный. Идея принадлежит известному белорусскому рыболову-спортсмену А. Кучинскому. Суть метода в следующем: берем твистерок и укорачиваем его под длину цевья крючка, капаем на торцевой срез немного "Супер-клея" - он продается в тюбиках с надписью на английском. Примечательно, что в реакцию с силиконом не вступает ни "Момент", ни "Феникс", ни прочие прелести химпрома, а именно загадочное вещество из не менее загадочного тюбика с надписью Super Glue *. Теперь силикон растворяется, и из него можно лепить как из пластилина. Дальше - проще. Формируем заново тело твистера вокруг цевья тройничка. Готово. Важно: не все твистеры одинаково полезны. Не знаю, чем это вызвано, но после подсадки силиконового дополнения на крючки некоторых блесен - вопреки ожиданиям, ситуация ухудшалась: "вертушка" начинала с особым цинизмом крутить леску. Так, например, произошло с такими "агрессивными" моделями как Thunder Bug и XD (обе - от Mepps). Что еще раз подтверждает старую добрую мудрость: только в эксперименте рождается истина.
В Comet №1 (Mepps) тоже использована легкая пушистая "мушка" плюс облегченный одинарный крючок, что разгружает "задний мост" блесны. Вращение лепестка от этого только стабильнее.
Зона пониженного давления
Тандем от Mepps (фото 4 а). Верхний лепесток - от Thunder bug № 00, нижний - эдакий гибрид Comet и Aglia, доселе на блеснах этой фирмы замечен не был.
В данной модели применено достаточно много оригинальных конструктивных решений. Это и гибкий каркас из стального тросика, и обжимные трубочки для фиксации петель, но более примечателен удлиненный отрезок кембрика между крепежными дужками обоих лепестков. Смысл его понятен с первого взгляда, но не до конца. Очевидно, не будь кембрика - лепестки просто не смогли бы вращаться, цепляясь друг за друга. Но зачем такой длинный? Дело в том, что за лепестком, особенно обладающим таким большим углом отклонения от оси вращения, а значит - и мощным сопротивлением, образуется зона пониженного давления. В результате, нижний лепесток, попадая в эту "разряженную" зону, работал бы крайне нестабильно, а то и вовсе не вращался бы. Наш отрезок кембрика служит "форпостом" между орбитами вращения обоих лепестков, отодвигая нижний из них от зоны "завихрений" (да простят меня физики за эту терминологию) вблизи верхнего лепестка, давая возможность работать обоим.
Но на тандеме от Osko (фото 4 б) мы видим, что разделяет два лепестка достаточно короткая спиралька из тонкой проволоки, так что верхний маленький лепесток достает до гораздо более крупного нижнего. Тандем работает, потому что лепестки, как видно, значительно различаются по размерам, и, кроме того, тип Aglia Long создает куда более слабую зону пониженного давления за собой (не в пример Thunder bug, потому-то в меппсовском тандеме лепестки и не касаются друг друга). Вернее, так: орбита вращения лепестка у Aglia Long достаточно узка, а значит - и зона пониженного давления вблизи него послабее будет.
Одна голова - хорошо…
Почему я уделил так много внимания этой зловредной зоне пониженного давления? Потому, что однажды задумал модернизировать любимую блесну Lusox №1 (Mepps), увеличив массу груза-головки. Очень уж хотелось сделать "вертушку" более глубоководной. Недаром семейство Lusox отличается возможностью оперативной замены груза-головки прямо на водоеме, благодаря оригинальной конструкции. Lusox № 0 оснащена 4-граммовым грузом, Lusox № 1 - уже 7-граммовым, а блесна второго номера - 10-граммовой головкой. Так вот, "нулевка" с 7-граммовой головкой работала стабильно. Тут в порыве максимализма мелькнула мысль: зачем мелочиться, а что, если поставить сразу груз в 10 г от Lusox № 2 - блесна и выйдет по-настоящему придонной?! Но фокус, как говорится, No passaran, в смысле - не прошел. Лепесток на течении работал сбивчиво. Долго ломал голову, пока друг-физик не просветил: причиной тому вполне могла стать именно объемная груз-головка при мелком лепестке. Объемный груз, подобно верхнему лепестку тандема, создает при проводке ту самую зону пониженного давления - и безотказная доселе блесна начинает сбиваться. Такой хоккей нам не нужен! Поэтому на Lusox № 0 я ставлю максимум 7-граммовый заводской груз.
А как же быть с пресловутым секретом уловистых блесен? Он складывается из большого количества самых разнообразных факторов, очень большого. Настолько, что в чистом виде его просто нет. А причем тут заголовок статьи - что, мол, за одного битого двух небитых дают? А потому как рассказывал я сегодня только о проверенных блеснах, и если вы внимательно всмотритесь в фотографии, то непременно заметите царапины на "вертушках"...
* Super Glue - цианакриловый клей, выпускаемый фирмой Allco (Япония).
О. Ляльковский
"Спортивное рыболовство № 07 - "